Описание
Гностицизм (от греч. - познавательный) - это религиозно-философское
течение, возникшее в I - II вв. Гностицизм явился формой связи новой христианской религии с мифологией и философией эллинизма. Важным аспектом гностического восприятия человека было представление о том, что он состоит из тела, души и духа. Первые два компонента исходят от высших сил, которые наделили человека своими свойствами. Дух (пневма)
исходит от божества - это его отблеск. Только тот, кто открывает в себе этот отблеск, становится избранным, неподвластным действию космических сил, управляющих миром, Совокупность идей о непознаваемом Боге и мире, созданном не благим Богом, а низшими силами, о Логосе как посреднике между божеством и миром, о
человеке, который должен пробудить в себе истинное знание о Боге и благодаря этому знанию (по-гречески "гносис") соединиться с божеством, христианские писатели называли гностическими идеями. Основным отличием новозаветного христианства от гностических учений было неприятие им самого понятия гносиса (мистического слияния с божеством), которым гностики заменяли веру в Бога. Христианские богословы называют несколько проповедников, которые первыми внесли гностические идеи в христианство. К таким первым проповедникам принадлежит СИМОН ВОЛХВ. По всей вероятности, он не был христианином, а принадлежал к какой-то неизвестной нам сирийско-самаритянской религиозной секте. Про него рассказывали, что он
всюду возил с собой проститутку по имени Елена, которую называл "живым воплощением Божественной Мысли". Суть учения симониан сводилась к тому, что в основе мира лежит единая Сила, которая проявляет себя как Разум. Разум создает стоящую ниже себя
Мысль. Мысль обладает творческой способностью, она порождает ангелов и силы, создавшие мир. В процессе создания мира Мысль потеряла контроль над своими творениями, она находится в плену у них в. "нижнем" мире, мире зла. Необходимо освободить Мысль из этого плена. В учении симониан абстрактные рассуждения, таким образом, переплетались с магией и мистическими представлениями о воплощении божества. Одним из наиболее известных гностиков П.в. был ВАЛЕНТИН. Родился он в Египте, начал свою деятельность в Александрии. Около середины II в. (между 130 и 1б0 гг.) учил в Риме. Римская христианская община не приняла учения
Валентина, но в Египте, Малой Азии, некоторых городах Италии у него было немало сторонников. Согласно учению Валентина, абсолютное божество - "неизвестный отец" создал Разум. Затем появляются различные "зоны" (извечные сущности, порожденные божеством). Совокупность эонов образует духовную полноту, единство бытия - плерому ("полноту"). Зоны не знают истинного отца, поэтому при сотворении мира была совершена ошибка. Зоны, а затем различные силы и
власти, находящиеся уже вне плеромы, возникают попарно (каждая пара рождает следующую). В мире существует резкое разделение на противоположные пары: так, правым архонтом (властью) Валентин называл непосредственного Создателя мира, а левым - Сатану (образ, заимствованный им из иудейских и христианских
представлений). Христос (одна из сущностей в этом мистическом процессе разделения единого Бога) открыл людям возможность гносиса, т. е. духовного достижения плеромы. Противники всяческого церковного закона - АНТИТАКТИТЫ - ополчились уже против любой религии, прославляющей Бога-Творца. А первые нудисты - АДАМИТЫ, объявив брак "плодом греха" и сбросив одежды, провозгласили свободу любви,
так сказать "сексуальную революцию". Для ГНОСТИКОВ одних только рассказов о неизвестном Для ГНОСТИКОВ одних только рассказов о неизвестном Божестве и проистекающих из него сущностях было недостаточно, чтобы привести себя в экстатическое состояние, которое воспринималось как воссоединение с Богом.